Давно уже интересуюсь эндемическими растениями Капской провинции ЮАР. Меня всегда поражало, как на такой небольшой территории природа ухитрилась собрать огромное количество эндемических растений.
Эндемики — это растения или животные, которых обитают только на каком-то ограниченном участке, а в других местах они не встречаются. Например, сумчатые животные являются эндемиками Австралии, их можно встретить только там.
Капская область является родиной многих известных и любимых нами растений — это каллы, амариллис, кливия, фрезия, бородатые ирисы, остеоспермум, кливия. агапантус зонтичный, книфофия, гладиолусы, пеларгонии, гербера, плюмбаго (свинчатка), аспарагус Шпренгера, гацания, ледебурия и др. Также здесь много эндемиков-суккулентов, хорошо нам известных — стапелия звездообразная, некоторые представители семейства Аизовых (фенестрария, фаукария, лампрантус золотистый), рода Mesembryanthemum (Аптения сердцелистная или Мезембриантемум сердцелистный ), алоэ, крассулы (крассула окаймленная, крассула колончатая, крассула портулаковая, крассула сгруппированная, крассула пронзеннолистная, крассула серповидная, крассула четырехгранная, крассула Шмидта), различные хавортии.
Одними из самых красивых эндемических растений Капской провинции являются протеи. А прекрасная Королевская протея даже считается символом ЮАР.
Удивительное по красоте зрелище представляют собой некоторые районы Капской провинции весной, когда на каменистой почве распускаются бесчисленные цветки различных суккулентов. Одно из таких мест — полупустыня Намаквалэнд. Кажущаяся абсолютно безжизненной в другое время года, весной она радует взор калейдоскопом красок — распускаются чудесные яркие цветы, а воздух наполняется их ароматом. Это необыкновенное место является центром паломничества ботаников и туристов со всего мира.
Итак, Капская область находится в ЮАР возле мыса Доброй Надежды и состоит из Восточной и Западной провинций. Столицей западной провинции является Кейптаун. Кстати, уникальная капская флористическая область охраняется ЮНЕСКО. Сама область небольшая — это полоса шириной около 100 км. Хотя ее окружает тропическая саванна, в самой области климат намного прохладнее (влияние Бенгельского течения) и напоминает средиземноморский. Зима прохладная и дождливая, а лето жаркое, без осадков. Почва здесь каменистая и не слишком плодородная, но, несмотря на это, Капская провинция находится в списке самых богатых растительностью мест нашей Планеты. Здесь обитает почти 9 000 видов растений. И, что самое удивительное, большинство (90%) из них являются эндемиками. К сожалению, сюда из Австралии были завезены акации. Эти быстро размножающиеся деревья стали угрозой местной уникальной экосистеме.
Капская провинция богата не только растительным, но и животным миром. Одних только морских животных здесь 11 000 видов, из которых треть — эндемики.
Большие территории Капской провинции (а точнее, половину) занимает финбош. Так называют здесь местную уникальную экосистему, сохранившую многие виды растений еще с Мезозойской эры. Это сообщество вечнозеленых кустарников с жесткими листьями, которые устойчивы к засухе и зимнему холоду. Название «финбош» этой местности дали голландцы. Это означает «мелкий кустарник». Но в финбоше есть не только кустарники, а и гладиолусы (около 100 видов) и другие луковичные. Для меня было неожиданностью узнать, что нередкие для финбоша пожары, когда начисто выгорает вся надземная часть растений, очень полезны для этих участков. Растительность обновляется, а почва получает из золы много минералов. Потом растения восстанавливаются из подземных луковиц, сохранившихся корней или семян. Многие семена обзавелись удивительными приспособлениями, например, они имеют придаток, который называется «элайсома» и очень нравится муравьям. Муравьи затягивают такие семена к себе в муравейник на глубину, где им не страшны пожары. Так семена выживают и потом могут прорасти. А у других растений, у протей, например, семена имеют такую жесткую огнеустойчивую коробочку, что вообще без огня не прорастут.
К несчастью, большие площади фишбоша были уничтожены фермерами, выпасавшими там скот. Часть неповторимой экосистемы исчезла навсегда. Сейчас эти территории являются заповедниками.